Двигатель с цепным типом привода ГРМ

18 ноября 2010 года

ГРМ (газораспределительный механизм) — механизм открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов, обеспечивающий точное распределение моментов впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя. В современных двигателях, как правило, газораспределительный механизм устроен следующим образом. Его основной частью является распределительный вал с находящимися на нём кулачками. Каждый кулачок соответствует определённому клапану, и при вращении распределительного вала кулачок либо «нажимает» на рычаг толкателя клапана, либо «отпускает» его. «Нажимая», кулачок открывает клапан, а «отпуская», позволяет возвратной пружине закрыть его. Распределительный вал приводится в движение от коленчатого вала двигателя с помощью ремня или цепи. Проскальзывание или обрыв ремня или цепи нарушает или делает невозможной работу газораспределительного механизма и может привести к серьёзной неисправности и даже полному выходу двигателя из строя. Поэтому хорошее состояние ремня или цепи привода ГРМ является очень важным.

В прошлом цепная передача ГРМ была более распространённой, потому что ремни были недолговечны из-за качества применявшейся при их изготовлении резины. Однако цепи тоже имели недостаток — проблемы со степенью точности шага цепи. Поэтому, когда с развитием технологий удалось обеспечить достаточную долговечность резиновых ремней, ременная передача, обладающая к тому же хорошей бесшумностью, стала обычным явлением. Однако с 1990-х годов, благодаря новым технологиям, количество производимых моделей автомобилей с цепным типом привода ГРМ начало расти и в настоящее время во всём мире составляет примерно половину. В автомобилях, производимых в настоящее время в Японии, ременной привод ГРМ остаётся главным образом на тех моделях, на которых используются двигатели прежних разработок, а всё больше новых двигателей разрабатываются под цепной тип привода ГРМ.

Распространению цепного типа привода ГРМ в настоящее способствуют следующие факторы. Металлическая цепь менее подвержена растяжению и более долговечна, чем резиновый ремень. Благодаря улучшению точности изготовления удалось повысить степень точности шага цепи до необходимого уровня. Улучшены прочностные характеристики так называемых бесшумных цепей, издающих при работе меньше шума по сравнению с обычными цепями. Использование цепного привода позволяет отказаться от тех конструктивных решений, которые усиливают вероятность перегрева двигателя, что особенно важно для двигателей с турбонагнетателем и атмосферных двигателей большой мощности. Самым большим отличием цепи от ремня является её долговечность: ремень требует замены после 100 тыс. км., тогда как цепь может служить на протяжении 200–300 тыс. км.

Главным недостатком цепного типа привода ГРМ является трудоёмкость и дороговизна операции по замене цепи и связанных с ней комплектующих. В отличие от ремня, цепь требует постоянного присутствия масла, которое подаётся по специальным каналам из блока цилиндров (одна из особенностей двигателей, разрабатываемых специально под цепной тип привода ГРМ). Если подача масла нарушена, или если масло не обладает необходимыми свойствами, то цепь быстро «стареет» (растягивается, издаёт шум и т. п. ), поэтому такие двигатели более требовательны к свойствам масла.

Для применения в двигателях с цепным типом привода ГРМ рекомендуется добавка в масло двигателя Super Frontier Engine.

Вы находитесь в разделе Инфо-кафе. Здесь можно не спеша, имея немного свободного времени, почерпнуть или освежить в памяти сведения, которые окажутся полезными для правильного применения добавок и лучшего понимания изложенной в других разделах сайта информации.